Ассоциация строителей Урала / Гильдия Строителей Урала


Работа строителей в период карантина

Новости Партнерства



Электронные торги — панацея или углубление противоречий?

В газете «Уральский рабочий» от 24 ноября 2010 года, № 217 опубликовано большое интервью и.о. председателя комитета по строительству Администрации Екатеринбурга Антона Шафоростова, в котором дан анализ ситуации в сфере госзакупок применительно  к капитальному строительству, рассмотрены различные аспекты перевода торгов по госзакупкам в электронную форму.

Данная публикация представляет очевидный интерес для тех компаний — членов НП «СРО «Гильдия Строителей Урала», которые работают по государственным и муниципальным заказам, поэтому ниже размещен ее полный текст.


Хотели как лучше…

Не в коня корм

Введение электронных аукционов не решает проблемы госзакупок в строительстве

С 1 января 2011 года все торги по государственным и муниципальным закупкам переводятся в электронную форму. Коснется это и строительной сферы. Например, найти подрядчика на возведение детского сада мэрия любого российского города или поселка сможет только через интернет-аукцион на одной из четырех московских электронных торговых площадок, еще одна действует в Казани.

Что сулит муниципальной строительной сфере такое новшество? На этот вопрос отвечает и. о. председателя комитета по строительству администрации Екатеринбурга Антон Шафаростов:

— По замыслу инициаторов, а это Министерство экономики РФ и Федеральная антимонопольная служба, электронный аукцион позволит сделать торги более прозрачными, более конкурентными, более эффективными в плане экономии бюджетных средств. Если сейчас претенденты на получение подряда находятся в контакте друг с другом, а значит, не исключена возможность сговора, то с нового года между ними будет установлен электронный барьер. Механизм таков: заказчик регистрируется на электронной торговой площадке, где и проводится аукцион. В нем участвуют компании и предприниматели, аккредитованные на данной площадке, причем их имена заказчику не известны, он видит только номера. Весь обмен информацией между заказчиком и потенциальными подрядчиками ведется, анонимно.

— Торги по госзакупкам могут ведь проводиться в двух формах: аукцион и конкурс…

— Да, но если говорить о строительстве, то законом здесь предписана именно аукционная форма, конкурсы разрешены в отношении очень ограниченного круга специальных объектов. В этих случаях можно предъявлять  к участникам торгов какие-то дополнительные требования, касающиеся опыта работы подрядчика на строительном рынке, наличия в его послужном списке подобных строек и т. п. Во всех остальных случаях действует безусловное правило аукциона: заказ достается тому, кто берется выполнить его за меньшую сумму.

Фактически аукционная форма госзакупок  в строительстве противоречит самому духу посвященного этому федерального закона. На аукционе должно закупаться то, на что нет конкретной заявки заказчика, то есть серийная продукция: канцтовары, продукты, услуги по ремонту автомобилей, обслуживание банковских счетов и т. п. — то есть то, что на самом деле можно сравнить только по цене. В строительстве или капремонте любой проект индивидуален, даже если это проект повторного применения, потому что сети, которые надо вынести и которые надо проложить, грунты на площадке — всегда разные, значит, разными будут фундаменты. На разных участках будут по-разному проложены проезды, спроектировано благоустройство.

— А чем все-таки плох аукцион?

— Он не плох – он попросту неуместен. Согласитесь, что никто из нас, собираясь делать дома ремонт, не станет закупать материалы и нанимать рабочих исходя только из того, чтобы вышло подешевле. Сроки будут сорваны, да и надлежащего качества не получить.

К тому же никто не отменял сметного ценообразования в строительстве. А это означает, что двух правильных цен на объект быть не может. Есть объемы работ, заложенные в проект, есть базовые расценки из официальных ведомственных справочников, есть официальные же индексы перевода базовых расценок в текущие — их произведение и есть цена объекта. Минэкономики, однако, считает, что так должна считаться начальная цена объекта, выставляемого на аукцион, с которой должны идти скидки, поскольку, мол, система ценообразования несовершенна.

Согласен. Ну, так исправьте эту систему! Ведь и аукционная форма — не панацея. Зачем же множить ошибки, пытаясь подпереть несовершенное сметное ценообразование еще менее совершенным законом о госзакупках?

Во-первых, на аукцион приходят как опытные, так и неопытные подрядчики. Одни знают, как строить, какие сложности придется преодолевать при данном типе грунтов и т. д., другие не знают. И они находятся в заведомо неравных условиях, причем в невыгодных — как раз опытные. Понимая, с чем придется иметь дело, они не готовы давать такие скидки, на какие способны дилетанты. Практика показывает, что реальные скидки от сметной стоимости могут достигать 8 — 12 процентов. Однако у нас в городе в 2008 году фиксировались скидки 28 процентов, российская статистика содержит примеры скидок в 40 — 50 процентов, есть и вовсе анекдотические случаи. Прекрасно? Экономия бюджетных средств?

Дело в том, что ни Минэкономики, ни ФАС не отвечают за реализацию государственного и муниципального заказа; для первого единственная задача — добиться максимальной экономии, для второго — обеспечить конкурентную среду, а что дальше будет с заказом и контрактом, интересует только заказчика, с которого потом за все спросят.

В ФАС говорят: ведь контракт включает в себя требования к качеству, плохо сделали — не принимайте объект. При этом не учитывается, что о том, что работы выполнены неправильно, мы узнаем постфактум. И то, что есть фактор времени.

Наглядный пример — ремонт детских клубов, который можно осуществлять в строго определенные сроки — три летних месяца. В мае проводится аукцион, на котором заказ уходит с большой скидкой, в июне подрядчик выходит на объект, к июлю выясняется, что работает он плохо, но то, что можно было разобрать, он уже разобрал — в клубе разгром, до сентября не успеть. У заказчика два варианта действий. Первый — наседать на подрядчика, если он еще не исчез (и такое бывает). Второй — идти в суд расторгать контракт — хлопот в среднем на полгода. А пока действующий контракт не расторгнут, дополнительные торги на окончание работ проводить нельзя. Превышать сумму, прописанную в контракте, тоже нельзя — запрещено законом.

Чтобы уложиться в заниженную смету, подрядчик начинает экономить на всем. Например, пытается использовать дешевые некачественные материалы, хотя не имеет на это права и рискует нарваться на санкции со стороны заказчика. Или берет на работу нелегалов, за которых не платит налоги в бюджет, использует другие черные и серые схемы. Был у нас в городе случай, когда подрядчик, выигрывая за счет демпинга один аукцион за другим, ремонтировал ранее доставшиеся ему объекты за счет последующих, и только когда и на них деньги кончились, эта «пирамида» была выявлена.

В итоге бюджет несет потери, которые могут превышать экономию на аукционе. При этом объект не достроен, средства, выделенные на него в данном бюджетном периоде не освоены, а появятся ли в следующем — неизвестно. И, самое главное, объект — детский сад или поликлиника — не может использоваться по своему назначению.

И еще. Сама система аукционов, когда все решает максимальная скидка, отбирает у предприятий бюджет развития. Так недолго отпугнуть от работы по госзаказом наиболее дееспособные организации, которые не могут поступиться своим развитием. А как, к примеру, быть дорожникам, которые работают только на бюджете? При такой схеме они рано или поздно придут к тому, что не смогут обновлять мощности по производству бетона, асфальта, дорожную технику.

— Электронные торги этой проблемы, похоже, не решат…

— Они снимают, конечно, часть вопросов, зато возникают другие. Добросовестные участники на электронной площадке торгуются с недобросовестными. И когда мы посмотрим на список победителей аукциона, может оказаться, что самую низкую цену заявил тот, кто не имеет необходимых допусков к выполнению работ, и, соответственно, не может получить заказ, второй, третий — тоже. В итоге или цена окажется совсем не той, до которой доторговались, или торги вообще придется объявлять несостоявшимися.

Введение аукционов как таковых исключило сговор между подрядчиком и заказчиком, но у подрядчиков осталась возможность сговариваться между собой. Например, мы дадим тебе возможность выиграть аукцион со скидкой в полпроцента, за это 15 процентов начальной цены ты поделишь между другими участниками. Электронные торги такую возможность, вроде бы, отняли. Но случаи сговора все же фиксируются. Дело в том, что и здесь анонимность не абсолютна. Ограниченному кругу людей настоящие имена участников все равно известны. Разве можно исключить утечку информации со стороны работников площадок? Все мы прекрасно знаем, что если услуга востребована, она рано или поздно появится. Конечно, круг потенциальных коррупционеров сужается, но по законам рынка, если услуга дефицитна, она просто становится дороже.

Другая сторона, техническая. Не все заказчики, не говоря уже о подрядчиках, готовы к этому: Москва, Санкт-Петербург — нормально, Екатеринбург — более-менее, а остальные? Если взять мелкие муниципальные образования, где нет ни штатных единиц, ни специалистов, способных обеспечить техподдержку, да и Интернет работает кое-как — там хоть караул кричи.

Да хоть и Москву взять. Электронные торги уже проводились в этом году, и есть статистика. Отказов масса, сайт, попросту, зависает. И заказчик не всегда может понять: приняли у него заявку или нет, участник в свою очередь не может понять, дошло или не дошло его предложение по цене. То есть, можно сделать все правильно, а торги проиграть — сбой сайта, извините. А дальше — разборки в антимонопольной службе, проведение процедуры заново, и прочие хлопоты. Кому это выгодно?

— При наличии опытных программистов сбои эти могут быть неслучайными…

— Могут. Могут быть и ddos-атаки, в результате сайты торговых площадок просто «упадут», и торги по всей стране остановятся. Если удавалось выводить из строя такие стабильные серверы, какими располагает Yandex, то здесь это явно будет не сложнее.

— Что ж теперь, отказаться от прогресса, от тех плюсов, которые, по вашим же, Антон Анатольевич, словам, все-таки есть?

— Отказываться от электронных торгов, разумеется, не следует, все же в XXI веке живем. Систему надо развивать, готовить к работе в ней администрации всех уровней, но на данный момент не делать ее единственным инструментом госзакупок в строительстве.

Ну а главное – внимание надо обратить на резервы развития механизма торгов независимо от того, электронные они или обычные. И, прежде всего, расширить поле применения процедуры конкурсов — мировая практика показывает, что она вполне конкурентна при размещении заказов на строительство. Памятуя о том, что основная цель бюджетных закупок – это все-таки выполнение государственных и муниципальных функций, а не расширение конкуренции и повышение прозрачности процедур, можно также ввести в закон о госзакупках два условия. Первое: когда подрядчик дает скидку, потребовать, чтобы он представил экономическое обоснование того, как он намерен обеспечить экономию. Второе: не допускать до государственных и муниципальных торгов компании, которые работают на рынке, скажем, менее трех лет. Уверен — поможет.

Беседу вел Юрий ГЛАЗКОВ.

 

Допуски растают в новогоднюю ночь

Как должно быть известно всем, кто работает на стройках нашей страны, 31 декабря 2010 года — не только завершение очередного строительного года, но и последний день действия свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданных до 1 июля 2010 года.

Нововведения появившиеся в связи с вступлением в силу Приказа № 624 Минрегиона РФ, коснулись в первую очередь перечня работ, для осуществления которых строительным компаниям необходимо получить допуски от своих саморегулируемых организаций. Даже те компании, поле деятельности которых осталось неизменным, обязаны своевременно подать заявки на замену свидетельств, чтобы с первых дней нового 2011 года не лишиться права на уставную деятельность — список работ, к которым они допущены, в данном случае переоформляется автоматически, по таблице соответствия. Если же данный список расширяется или сужается, что тоже бывает, компании должны подать заявку на внесение изменений в выданные им ранее свидетельства.

Приказ Минрегиона предъявил и более высокие требования к организаторам работ — генеральным подрядчикам. Теперь в их составе должно быть не менее 5 специалистов с высшим образованием, соответствующим профилю работ, стажем работы по специальности не менее 5 лет и своевременно прошедших курсы повышения квалификации. Плюс к тому, как минимум один человек из руководства компании должен соответствовать аналогичным требованиям, но обладать 7-летним стажем.

Кроме того работы по генподряду разбиты на 31 вид по отраслям, в интересах которых ведется строительство, введена градация размеров взносов в компенсационный фонд СРО в зависимости от суммы, на которую генподрядчик вправе заключать договор на производство работ. Введены и изменения по строительному контролю, в котором выделены 15 видов работ и организация, берущаяся за осуществление данной функции, должна иметь в своем составе специалистов, по каждому из заявленных ею видов.

Словом, «переварить» все то, что введено приказом Минрегиона, непросто даже для крупной компании. Но для того и дан полугодовой срок, чтобы строители определились со своими возможностями и намерениями.

Положения 624-го приказа отражены в требованиях, утвержденных НП «СРО «Гильдия Строителей Урала» на общем собрании и обязательных для всех членов партнерства. Документ утвержден единогласно, то есть несогласных с ним, казалось бы, быть не должно, однако далеко не все члены партнерства проявляют должную расторопность. Процедура замены свидетельств проведена в отношении 103 членов Гильдии, еще 20 заявок находятся на рассмотрении в исполнительной дирекции партнерства, а 120 компаний отложили решение вопроса на самый последний момент.

Как поясняет специалист контрольного комитета НП СРО ГСУ Павел Гырдымов, не спешат с заявками, главным образом, те, кто имеет задолженность перед партнерством по ежегодным взносам, кто растерял необходимый для получения допусков штат специалистов, кто допустил отклонения от требований к страхованию гражданской ответственности строительных рисков — в этих случаях опасения, что новое свидетельство не будет выдано, более чем обоснованы.

Тем не менее, до конца года все подобные «хвосты» придется подчистить, но расчет на то, что специалисты исполнительной дирекции и Совет партнерства успеют в оставшиеся до конца года дни изучить все одномоментно сброшенные документы, принять и оформить соответствующие решения, может не оправдаться. Тем более, что по установленному самими же членами Гильдии порядку на рассмотрение заявки о замене свидетельства отведено 30 календарных дней. Уже сегодня можно сказать, что кто-то точно не успеет вскочить на подножку уходящего поезда. И отставших, обрекших себя в начале нового года либо на бездействие, либо на незаконное предпринимательство, будут не единицы, а десятки. И то, что подобная картина характерна не только для НП СРО ГСУ, но и для других саморегулируемых организаций Среднего Урала, вряд ли может утешить.

Почти год назад строительная отрасль России вступила в качественно новый этап своего развития. Для того, чтобы саморегулирование утвердилось как норма жизни, были приложены большие усилия не только со стороны властей, отраслевых функционеров, лидеров профессиональных сообществ городов и регионов, но и огромной массы руководителей и специалистов строительных компаний, составляющих основу строительного комплекса. После сделанного рывка, преодоления большого количества проблем, усугубленных финансовым кризисом, как-то несолидно запнуться за преграду, которую возвели не столько даже законодатели, сколько сами строители, позволившие себе расслабиться на марше.

 

Квалификационные экзамены — очередные итоги

Подведены итоги очередных квалификационных экзаменов, которые на двух вузовских площадках сдавали мастера и прорабы строительных компаний — членов НП «СРО «Гильдия Строителей Урала».

Экзамен на строительном факультете Уральского федерального университета оказался более успешным: 7 из 9 экзаменуемых добились положительного результата, лучший из них дал 87 правильных ответов на 100 вопросов. Двое неудачников также были близки к заветному 70-процентному рубежу, но остановились на отметках 65 и 69, это позволяет надеяться, что их повторная попытка увенчается успехом.

А вот на базовой площадке Гильдии в Уральском государственном университете путей сообщения сдала экзамен только половина из 8 его участников. В числе не сдавших — все 3 представителя ООО «СУ «Астон», которые попытались пройти испытание без подготовки, экспромтом. Их неудача дает повод руководителям компаний лишний раз обратить внимание на необходимость уделить вопросам подготовки к квалификационной аттестации специалистов самое пристальное внимание.

 

Обращение министра поддержано

Министр строительства и архитектуры Свердловской области Михаил Жеребцов направил исполнительному директору Некоммерческого партнерства «СРО «Гильдия Строителей Урала» Вячеславу Трапезникову письмо, в котором просит принять участие в благотворительной акции, организованной при поддержке Полномочного представителя Президента РФ в УрФО, Губернатора Свердловской области, Администрации Екатеринбурга, областного Министерства социальной защиты населения.

В рамках акции «Поможем детям вместе» Томским областным некоммерческим благотворительным фондом «Мирослав» организован концерт легендарного вокально-инструментального ансамбля «Пламя» под управлением народного артиста России Сергея Березина. В концерте, который состоится 12 декабря в ККТ «Космос» (начало в 19.00) прозвучат хиты 80-х: «Снег кружится», «Идет солдат по городу», «Не надо печалиться», «Мой адрес — Советский Союз» и др.

Основная часть средств, поступивших от реализации билетов, будет направлена детям-сиротам и детям-инвалидам Екатеринбурга и Свердловской области.

Исполнительный директор и члены Совета НП СРО ГСУ живо откликнулись на обращение министра. Информация о предстоящем концерте доведена до строительных компаний, входящих в состав партнерства. Организациям-членам рекомендовано с максимальным вниманием отнестись к благотворительному мероприятию и принять в нем посильное участие.

Билеты на концерт можно приобрести в городских кассах, заказать на сайте kassir.ru или у организаторов мероприятия (с доставкой по указанному адресу) по телефонам 246 16 91 или 8-903 084 47 24 (Михаил, Людмила).

 

Руководство Гильдии и Госстройнадзора анализирует работу по организации переподготовки и аттестации специалистов

19 ноября исполнительный директор Некоммерческого партнерства «СРО «Гильдия Строителей Урала» Вячеслав Трапезников и начальник отдела Управления государственного строительного надзора по Свердловской области Роман Демидов предприняли совместную инспекционно-ознакомительную поездку в Уральский государственный университет путей сообщения, где на базе Института дополнительного профессионального образования проводятся занятия по повышению квалификации и аттестационные экзамены для большинства специалистов строительных компаний — членов Гильдии и части работников компаний, входящих в другие СРО.

Как отметил в беседе с руководством института Вячеслав Трапезников, ИДПО УрГУПС  — абсолютный лидер в переподготовке специалистов из НП СРО ГСУ и других саморегулируемых организаций Среднего Урала, поэтому опыт именного этого вуза представляет наибольший интерес для руководства СРО и УГСН. Плюс к этому в институте ответственно и достаточно гибко подошли к развертыванию нового этапа сотрудничества со строителями, содержанием которого являются подготовка и проведение квалификационных экзаменов. Благодаря этому сделан важный шаг в преодолении недуга, которому на протяжении ряда лет была подвержена отрасль — речь о коммерциализации обучения и аттестации, приводившей на практике к объективному снижению уровня подготовленности специалистов-строителей и как следствие — качества и безопасности строительства.

Цель встречи, по словам исполнительного директора Гильдии, — наметить новые рубежи сотрудничества как в вопросах аттестации, так и в вопросах полного охвата специалистов строительных компаний профессиональной переподготовкой, а не только того их числа, которое необходимо для получения свидетельств о допуске. Это очень масштабная задача, за решение которой ни в условиях лицензирования, ни с момента введения саморегулирования никто еще не брался.

Участие представителя руководства УГСН связано не только с необходимостью продемонстрировать надзорным органам, как поставлена работа, оно дает возможность консолидировать усилия в вопросах, имеющих принципиальное  значение для развития отрасли. В частности, Вячеслав Анатольевич выразил надежду на то, что будет выработана общая позиция с Госстройнадзором в предъявлении строительным компаниям требований по квалификационной аттестации специалистов. Конечным результатом совместной работы должно стать превращение аттестата в настоящий паспорт специалиста, который бы повсеместно воспринимался как документ, реально удостоверяющий профессиональный уровень работника, документ, который ценят, которым дорожат, поскольку он дает безусловное право на осуществление профессиональной деятельности на определенной должностной ступеньке.

Директор института, заместитель директора Академии корпоративного образования УрГУПС Андрей Штин, рассказал об истории, сегодняшнем дне и перспективах развития университета и его подразделений, занимающихся профессиональной переподготовкой специалистов. Он также поведал о различных уровнях переподготовки, предлагаемых ИДПО, прохождение которых завершается получением удостоверения, свидетельства или диплома.

Последнее вызвало наибольший интерес со стороны Вячеслава Трапезникова, так как в компаниях — членах Гильдии много опытных специалистов, базовое образование которых не всегда является именно строительным, а это зачастую осложняет им жизнь, особенно в свете требований обновленного федерального законодательства. Поэтому перспектива переподготовить таких специалистов в соответствии с профилем их работы является весьма заманчивой. Исполнительный директор НП СРО ГСУ предложил руководству вуза представить исчерпывающий список специальностей, обладатели которых смогут после года переподготовки получить диплом о высшем образовании в области строительства. Он также рекомендовал аккредитовать ИДПО УрГУПС при Национальном объединении в качестве регионального учебного и экзаменационного центра, что должно укрепить позиции института на рынке образовательных услуг.

Руководители института сообщили гостям много достойных внимания фактов, которые связаны с процессом обучения. Например, каждому выпускнику курсов повышения квалификации вручается CD или DVD с курсом лекций и обширным справочным материалом. Выпускники заполняют анкеты, в которых они могут дать свою оценку квалификации и добросовестности преподавателей — это не позволяет преподавателям расслабляться, ведь накопление негативной статистики может дать руководству основания для кадровых решений.

Особый интерес вызвали возможности вуза по организации выездных экзаменов. Один из вариантов связан с использованием системы Senteo — комплекта из 32 пультов типа телевизионных, на которых можно выбирать до 10 вариантов ответа, и ресивера, при помощи которого сигналы от пультов вводятся в компьютер с экзаменационной программой. Такая система может использоваться для проведения экзамена прямо в офисе иногородней строительной компании, что избавляет от необходимости везти ее работников в вузовскую аудиторию.

Ну а для тех компаний, которые имеют свои компьютерные классы или возможность таковые арендовать, экзамен может быть организован посредством Интернета — соответствующим ресурсом ИДПО располагает. Как сообщила специалист исполнительной дирекции НП СРО ГСУ Елена Вавилова, именно таким образом будет в ближайшее время проведен экзамен в Новоуральске, где есть несколько организаций, входящих в состав Гильдии Строителей Урала. В вузе тем временем ожидают поступления оборудования для проведения видеоконференций — с его запуском экзамены в форме своего рода телемостов вообще будут мало отличаться от экзаменов, проводимых в стенах университета.

Вячеслав Трапезников и Роман Демидов прошли по аудиториям, где в тот момент проходили занятия или экзамены, поинтересовались впечатлениями слушателей и экзаменуемых об организации процесса, пообщались с преподавателями.

После этого состоялся заключительный обмен мнениями, в ходе которого было высказано единодушное удовлетворение достигнутым уровнем взаимодействия, определены направления, по которым следует развивать сотрудничество. Высокую оценку увиденному дал и представитель руководства Управления госстройнадзора, констатировавший, что УГСН и ГСУ находятся в одном векторе движения, выразивший надежду, что во всех затронутых на встрече вопросах надзорные органы и строители и впредь будут достигать взаимопонимания.

 
Cтраница 220 из 253
Главная Новости Партнерства