Новости

Опубликован закон о реформе системы обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах

Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» регулирует правовые и организационные основы установления и оценки применения требований, содержащихся в нормативных правовых актах:

1) связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) оценка соблюдения которых осуществляется в рамках
  • государственного контроля (надзора);
  • муниципального контроля;
  • привлечения к административной ответственности;
  • предоставления лицензий и иных разрешений;
  • аккредитации;
  • оценки соответствия продукции;
  • иных форм оценки и экспертизы.

Закон не распространяется:

  • на требования в области обороны и безопасности, государственной тайны;
  • на требования, устанавливаемые при введении режима ЧС или повышенной готовности;
  • на область налогов и сборов, бюджетного, валютного и таможенного законодательства;
  • на сферу использования атомной энергии;
  • на стандарты оказания медицинской помощи, федеральные образовательные стандарты и ряд других.

Положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года. Но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования, если иное не установлено федеральным законом или международным договором РФ.

Обязательные требования могут устанавливаться федеральными органами исполнительной власти сроком на 6 лет. По результатам оценки их применения будет приниматься решение о продлении действия на очередные 6 лет.

Определены принципы установления и оценки обязательных требований:

  • законность;
  • обоснованность обязательных требований;
  • правовая определенность и системность;
  • открытость и предсказуемость;
  • исполнимость обязательных требований.

Применение обязательных требований по аналогии не допускается.

Обязательные требования, установленные в отношении одного и того же предмета регулирования, не должны противоречить друг другу.

Обязательные требования должны быть доведены до сведения лиц, обязанных их соблюдать, путем опубликования нормативных правовых актов.

Обязательные требования должны быть исполнимыми. При установлении обязательных требований оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение. Указанные затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота.

Установление обязательных требований, исключающих возможность исполнить другие обязательные требования, не допускается.

Установлено, что в рамках «регуляторной гильотины» Правительством РФ до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории РФ и отмена нормативных правовых актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).

Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории РФ или отменены ли указанные нормативные правовые акты, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в них, если они вступили в силу до 1 января 2020 года. Исключения могут устанавливаться Правительством РФ.

С 1 января 2021 года несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.

Указанные положения не распространяются на нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики, нормативные правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, направленные на реализацию проектов государственно-частного партнерства, которые осуществляются на основе соглашений о государственно-частном партнерстве, публичным партнером по которым выступает Российская Федерация.

Федеральный закон вступает в силу с 1 ноября 2020 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. Полный текст по ссылке.